Отзывы о нас на Флампе
Отечественное искусство 1920-50 гг

Отечественное искусство 1920-50 гг

Коллекция отечественного искусства 1920-1950-х гг. Екатеринбургского музея изобразительных искусств обширна и интересна. Она дает достаточно полное представление о развитии русского искусства в этот период.

 

Процесс консолидации художников, опиравшихся на традиции русской реалистической живописи ХIХ, в. отражен в работах художников созданной в 1922 г. Ассоциации художников революционной России (АХРР). Именно АХРР с ее декларативными лозунгами партийности, народности, массовости и правдивости искусства, с ее опорой на культурное наследие реализма и беспощадной борьбой с формализмом, с ее многочисленной художественной продукцией на темы советской истории и действительности, выполненной в стиле передвижников, и стала к концу 1920-х гг. главным орудием коренной перестройки всего советского государства. Работа А.Е. Архипова «Баба в розовом» (1919), развивающая лучшие достижения русского пленеризма, является подлинной жемчужиной коллекции того времени. Стремлением документально изобразить сегодняшний день отмечена «Слесарная мастерская» (1926) О.С. Малютиной.

 

В скульптуре реалистическое направление хорошо представлено произведениями уральского мастера И.Д. Шадра – «Рабочий», «Красноармеец», «Крестьянин» (все – 1922), предназначенными для воспроизведения на первых советских дензнаках.

 

1930-1950-е гг. – одна из самых противоречивых и трагических страниц истории не только российского государства, но и русского искусства. Сталинская эпоха породила совершенно особый культурный феномен, имеющий свою ярко выраженную специфику – так называемый социалистический реализм, получивший статус официального стиля тоталитарного искусства. В коллекции ЕМИИ представлен весь жанровый спектр главенствующего стиля эпохи. Это работы на производственную (С.Я. Адливанкин «На стройке Уралмаша», 1932; Ю.И. Пименов триптих «Работницы на заводе», «Работницы в ложе театра», «Работницы Уралмаша за чаем», 1934-1935; Г.Г. Ряжский «Перед сменой. Бригада А.С. Стаханова», 1937) и историческую (Б.В. Иогансон «Сговор и кулака», 1933-1934; К.А. Вялов «Партизаны на Урале», 1935) темы, парадные официозные портреты руководителей партии и правительства (И.И. Бродский «Октябрь в Смольном», 1930), многочисленные изображения героев войны (П.В. Мальков «Портрет генерал-полковника К.К. Рокоссовского», 1943). Конечно, далеко не все, созданное советскими художниками в 1930-1950-е гг., укладывается в рамки официального ангажированного искусства. Кроме помпезных парадных портретов и изображений героических завоеваний советской власти создавались и «безыдейные» пейзажи и натюрморты – скромные станковые вещи, отвлеченные от актуальной социальной тематики и написанные не на заказ, а по внутреннему убеждению. В этом ряду стоят работы выдающихся мастеров советского изобразительного искусства: К.С. Петрова-Водкина - «Девочка с книгой» (1938), И.Э. Грабаря – «Иней в Москве» (1934), А.А. Осмеркина – «Портрет дочери» (1937), К.Ф. Богаевского – «Побережье Крыма» (1936), Н.М. Ромадина – «Затопленный лес» (1950), А.А. Мыльникова – «Женский портрет» (1958), доказывать самоценность которых представляется излишним.

 
     EcQV9qWE4sI