Не только Хокусай. Жанры и герои японской гравюры XVIII–XIX веков из собрания О. П. Малахова (18+)

Выставка представляет избранные произведения японской гравюры из коллекции Олега Петровича Малахова (Челябинск), насчитывающей на сегодняшний день уже более 500 листов.

В основе системы жанров японской ксилографии лежало философское восприятие жизни как потока сменяющих друг друга событий, в непрерывном калейдоскопе которых человек должен уметь органично воспринимать каждое мгновение и наслаждаться простыми радостями бытия. Термин «укиё» (изначально буддийский в значении «бренный мир») с появлением отдельных городских кварталов, где находились дома куртизанок и гейш и процветал театр Кабуки, был переосмыслен как «мир мимолётных наслаждений» и стал названием направления японской ксилографии.

На выставке наряду с самым известным произведением укиё-э — «Большой волной в Канагаве» Хокусая — представлены листы малоизвестной и редкой для музейных и частных собраний серии Цукиоки Ёситоси «Сто видов луны», избранные гравюры Судзуки Харунобу, Китагавы Утамаро, Тосюсая Сяраку, Утагавы Хиросигэ и Утагавы Кунисады, а также их учеников и современников.

Построенная по жанровому принципу экспозиция позволяет познакомиться с такими направлениями как бидзин-га — изображения красавиц, якуся-э — сцены из пьес театров Кабуки и Но, муся-э — исторические сюжеты и сцены битв, фукэй-га — пейзажи, катё-га — изображения птиц и цветов. 

В отдельной зоне представлен редко экспонируемый жанр сюн-га — «весенняя картинка». Эротическая гравюра, к которой обращались многие мастера укиё-э, обрела широкую популярность в Японии XVII века и оказала значительное влияние не только на развитие отдельных жанров японской анимации и кинематографа, но и многих европейских художников рубежа XIX–XX веков.

О коллекционере
Олег Петрович Малахов (Челябинск) ведет активную собирательскую деятельность с начала 1970-х годов. Первоначально формировалась коллекция древнерусского искусства, куда входила уникальная меднолитая пластика и иконопись, а также старопечатная книга XVII–XX веков. Поднее начала складываться обширная коллекция живописи и графики русских и европейских мастеров XIX – начала XX века. Начиная с 1980 года коллекции Малахова неоднократно демонстрировались в музеях Челябинска и других городов России. 
Интерес к философии Востока способствовал формированию коллекций восточного искусства, к которым относятся китайский и японский фарфор XVIII–XIX веков, клуазоне  XVIII–XX века, тангка (буддийская живопись) Монголии, Тибета, Китая, Бурятии XVIII–XX веков, художественная бронза Китая и Японии X–XIX веков. Значительное место в собрании искусства Востока принадлежит коллекции японской гравюры укиё-э XVII–XX веков, включающей в себя уже более 500 листов. 
Относительно недавно в обширном собрании Малахова появилась коллекция искусства народов Африки (этнические ритуальные маски и скульптура, всего – свыше 140 предметов). 
С 2008 года в музеях России практически ежегодно организуются масштабные выставки укиё-э из собрания Малахова (Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Киров, Нижний Новгород, Казань, Самара, Новосибирск).

 

Параллельная программа выставки 

9 июня, 13:00
Orientalica. Встреча № 64. Авторская экскурсия «Почему “Не только Хокусай”?»

Проводит куратор выставки, зав. отделом декоративно-прикладного искусства Сергей Винокуров

16 июня, 13:00
Orientalica. Встреча № 65. Лекция «Японизм в русской графике Серебряного века»

Читает научный сотрудник сектора русского искусства Алина Хионина

22 июня, 13:00
Лекция «Сезоны и сезонная символика в японской традиционной культуре»

Читает искусствовед, старший преподаватель кафедры философии УрФУ Наталья Субангулова
Мероприятие организовано при поддержке ИКЦ "Япония"

23 июня, 13:00
26 июня, 18:30
Orientalica. Встреча № 66. Лекция-экскурсия «Союз мужского и женского в японской гравюре» (18+)

Проводит куратор выставки, зав. отделом декоративно-прикладного искусства Сергей Винокуров

29 июня, 13:00
Orientalica. Встреча № 67. Лекция «"По Хирошиги": японизм в изобразительном искусстве Европы»

Читает куратор выставки, зав. отделом декоративно-прикладного искусства Сергей Винокуров

30 июня, 13:00
Демонстрация искусства тэмари

Проводит мастер тэмари Елена Фадеева
Мероприятие организовано при поддержке ИКЦ "Япония"

7 июля, 13:00
Orientalica. Встреча № 68. Лекция «Фудзи в японском искусстве»

Читает кандидат искусствоведения, доцент Кафедры истории искусств и музееведения УрФУ Виктория Деменова

13 июля, 13:00
Лекция «Японская эстетика: традиция и современность»

Читает искусствовед, старший преподаватель кафедры философии УрФУ Наталья Субангулова
Мероприятие организовано при поддержке ИКЦ "Япония"

14 июля, 13:00
17 июля, 18:30
Orientalica. Встреча № 69. Лекция «Эдо — столица и эпоха» 

Проводит куратор выставки, зав. отделом декоративно-прикладного искусства Сергей Винокуров

20 июля, 13:00
Демонстрация боевых искусств кэндо и йайдо

Проводит Николай Шаров, руководитель клуба "Кюмэйкан",  4 дан Кэндо, 3 дан Иайдо
Мероприятие организовано при поддержке ИКЦ "Япония"

21 июля, 13:00
Orientalica. Встреча № 70. Лекция «Мода на Японию в последние десятилетия Российской империи»

Читает научный сотрудник сектора русского искусства Алина Хионина

28 июля, 13:00
31 июля, 18:30
Orientalica. Встреча № 71. Авторская экскурсия по выставке «Не только Хокусай»

Проводит куратор выставки, зав. отделом декоративно-прикладного искусства Сергей Винокуров

3 августа, 13:00
Лекция «Современная Япония. Искусство, дизайн, архитектура»

Читает Кондакова Юлия - профессор кафедры социальных наук УрГАХУ
Мероприятие организовано при поддержке ИКЦ "Япония"

4 августа, 13:00
Orientalica. Встреча № 72. Лекция «Японизм в декоративно-прикладном искусстве: Европа – США – Россия»

Читает куратор выставки, зав. отделом декоративно-прикладного искусства Сергей Винокуров

В программе возможны изменения. Следите за изменениями на сайте в разделе "Мероприятия"
 

07 Июня 2019 - 04 Августа 2019

Воеводина, 5

Полный 250

Льготный 100

 

 

(343) 371-06-26