Русская Голгофа. К столетию гибели царской семьи (18+)

Сюжеты картин наивных художников опираются, по большей части, на автобиографическую память, но порой отображают и перипетии Большой Истории. Причудливо сочетая личную биографию с событиями в жизни страны и народа (трагическими и праздничными), художники творят по внутреннему чувству времени, создавая субъективные документы истории Отечества. Все наиболее значительные факты и явления общественно-политической жизни становятся сюжетами произведений художников-любителей. Не обошли вниманием они и уральскую трагедию бывшего царствующего дома России, развернувшуюся в Екатеринбурге, Перми и Алапаевске.

Российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети и приближенные были расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева.
В Перми 12 июня 1918 года чекистами был тайно похищен и убит в районе поселка Мотовилиха великий князь Михаил Александрович и его секретарь Н. Н. Джонсон.

В ночь 18 июля 1918 года в нескольких километрах от Алапаевска у рудника Нижняя Селимская были уничтожены члены Императорского Дома и их приближённые, всего восемь человек. Русская православная церковь причислила к лику святых в лике преподобномучеников двух из них — великую княгиню Елизавету Фёдоровну и инокиню Варвару.

На выставке «Русская Голгофа» экспонируются картины из трёх собраний Алапаевска, Екатеринбурга и Перми, отражающие представления самодеятельных художников об этих трагических событиях. Особенность творческой манеры наивных художников заключается в том, что их произведения основаны на разного рода повествованиях и текстах —воспоминаниях, произведениях литературы, мемуарах. Михаил Антонов изображает мизансцены преступления с криминалистической дотошностью, детально следуя за воспоминаниями очевидцев и текстами протоколов. Если сцена расстрела в доме Ипатьева могла быть подсмотрена в фильме Шахназарова «Цареубийца», то расправу в Мотовилихе автор изображает, следуя детальному описанию участников злодеяния Маркова и Новосёлова, вплоть до таких деталей, как «тов. Иванченко В. А. были отданы с расстрелянного Михаила Романова золотые шестиугольчатые именные часы червонного золота, с надписью на одной из крышек “Михаил Романов”».

Анна Аборкина из Перми создает собственную мифологию уральского периода семьи последнего русского императора, вплетая её в контекст пермских историй — судеб Михаила Романова, замученного в Ныробе в 1608 году, пермского балета, Дягилева и Матильды Кшесинской, и прочих.

Алапаевский самоучка Сергей Шадрин изображает шурф одного из рудников — знаковое для жителей города и всех православных место мученической гибели членов Императорского Дома, великих князей, князей крови и их приближённых, реконструируя трагическое событие, а также рисует современный обряд почитания невинно убиенных.

29 Июня 2018 - 12 Августа 2018

Розы Люксембург, 18

Полный 150

Льготный 50

Студенты вузов очного отделения бесплатно

 

(343) 301 15 31