С 27 августа. Новая экспозиция «Нижнетагильский расписной поднос XX – XXI веков»

«Нижнетагильский расписной поднос XX – XXI веков»

 

27 августа в Екатеринбургском музее изобразительных искусств открывается обновленная постоянная экспозиция «Нижнетагильский расписной поднос XX – XXI веков».

 

Формирование коллекции тагильских подносов Екатеринбургского музея изобразительных искусств началось в 1985 году после выставки «Декоративно-прикладное искусство Урала», на которой были представлены работы ведущих уральских мастеров живописи по металлу. Лучшие экспонаты выставки – подносы, расписанные участниками творческой группы нижнетагильского завода «Эмальпосуда», – были приобретены музеем. В течение двух десятилетий коллекция регулярно пополнялась новыми авторскими работами. До 2011 года жители и гости города могли увидеть тагильские подносы в постоянных экспозициях музея, однако затем коллекция перестала быть доступной для всеобщего обозрения. Спустя четыре года, к грядущему 270-летнему юбилею лакового промысла собрание тагильского подноса вновь будет представлено в постоянной экспозиции в обновленном виде.

 

Особое место в экспозиции займут подносы, украшенные традиционной многослойной сюжетной росписью, которой славились тагильские мастера в конце XVIII – начале XIX веков. Эта традиция появилась благодаря желанию купцов Демидовых соответствовать европейской моде на «восточные лаки» и их решению создать «картинную галерею» на металле. При Н.Н.Демидове (1773 – 1828) в 1806 году в Нижнем Тагиле была открыта заводская художественная школа. На средства Демидовых приобретались собрания гравюр для копирования. Учащиеся школы осваивали станковую живопись, копируя исторические и мифологические сюжеты из живописи и гравюры и обрамляя их золоченым трафаретным орнаментом. Ягодными и цветочными композициями в XIX веке подносы украшали «писарихи» – мастерицы, сменившие учеников заводской художественной школы после ее закрытия.

 

Характерны для тагильской росписи XIX века подносы с секторной организацией пространства. Они неразрывно связаны с трафаретом – другим популярным в то время способом украшения подносов, с помощью которого создавались и золотые орнаменты для обрамления «зеркала», и центральные композиции.

 

К началу ХХ века самыми популярными становятся деколь (переводная картинка) и быстрая маховая роспись. В 1920-е годы, мастерские объединились в артели, самые крупные из которых – «Красная заря» и «Пролетарий» - объединились в предприятие «Металлист». На его базе в 1957 году был основан завод «Эмальпосуда». Тагильская роспись попала под влияние стиля лаковой росписи жостовских и федоскинских мастеров, и ее традиции были утрачены на несколько десятилетий. Лишь в 1970-е годы на заводе была собрана творческая группа, где вместе работали тагильские мастера и сотрудники Московского научного института художественной промышленности (НИИХП). В течение десяти лет они возродили все виды тагильской традиционной росписи. В новой экспозиции гости музея смогут увидеть подносы, расписанные Агриппиной Васильевной Афанасьевой, мастерицей, возродившей после нескольких десятилетий забвения фантастическую «тагильскую» розу и цветочные букеты.


В 1977 году А.В. Афанасьева была награждена за свои работы бронзовой медалью выставки ВДНХ СССР. Этот год считается официальной датой возрождения промысла.


В обновленную экспозицию тагильской лаковой росписи по металлу из собрания ЕМИИ будут включены наиболее интересные произведения старинного уральского промысла, которые дадут возможность проследить его развитие в конце ХХ века.


С 27 августа 2015 года экспозиция будет представлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу ул. Воеводина, 5.

 

27 Августа 2015 - 01 Января 1970

Воеводина, 5