Выставка «100 х Франция – французская фотография от истоков до наших дней»

Памяти Жанин Ньепс (1921–2007) «То, что Фотография до бесконечности воспроизводит, имело место всего один раз; она до бесконечности повторяет то, что уже никогда не может повториться в плане экзистенциальном», Ролан Барт.

Когда в 1839 году мир открыл для себя фотографию – удивлению и восторгу не было предела. Мечта стала явью. Этот проект рассказывает историю, которая, как принято считать, началась в Париже и продолжается до наших дней. Представленные фотографии были отобраны из тысячи снимков трех крупнейших мировых собраний – Национальной библиотеки Франции, музея д’Орсэ и Центра Помпиду в Париже.

Министерство культуры, парижская Высшая национальная школа изобразительных искусств, Фонд Жак-Анри Лартига, Фонд Брассая, частные коллекционеры, фотографы и их правопреемники поддержали этот проект. Каждая фотография сопровождается текстом о снимке и его авторе, о Франции и французах, о Париже. Выбор только одной работы каждого фотографа позволил представить наряду с признанными талантами – среди которых Нисефор Ньепс, Луи-Адольф Эмбер де Молар, Гюстав Ле Грей, Шарль Нэгр, Эжен Кювелье, братья Биссон, Феликс Надар, Эжен Атже – менее известных и редко выставляемых фотографов – Эдуара Бальдю, Шарля Марвиля, Огюста Коллара, а также снимки анонимных или знаменитых любителей – Жак-Анри Лартига и графа Робера де Монтескью.

Этой выставкой нам хотелось подчеркнуть удивительную жизнеспособность явления, родившегося во Франции менее двух веков тому назад. Пусть фотография позволит каждому из нас рассказать самому себе какую-нибудь историю. «Фотография не сообщает (не обязательно сообщает) о том, чего уже нет, но исключительно и наверняка о том, что было». Ролан Барт, Camera lucida. Комментарий к фотографии. (Перевод Михаила Рыклина), 1980. Софи Шмит, Куратор выставки


История фотографии была бы не полной без представления о развитии фотографических техник. Сначала технология совершенствуется благодаря богатым изобретателям, страстным любителям фотографии. По мере развития технических возможностей (тиражирование, сокращение времени экспозиции и т.д.) она превращается в товар, благодаря таким талантливым фотографам, как Феликс Надар и Майер Пирсон. При Наполеоне III (1852–1870), она служит инструментом имперской пропаганды, и во всю свою дальнейшую историю выступает свидетелем урбанистических (стройки Парижа), политических (Коммуна) и социальных (массовое переселение из деревень в города) потрясений постоянно меняющегося общества.

А еще фотография всегда существовала где-то между искусством и наукой. В 1839 году министр и ученый Франсуа Араго пророчит фотографии научные достижения. Фотография – этот разнообразный «репертуар образов» – может подвергаться изучению, классификации, сравнению, анализу астрономами братьями Анри, основателем парижской службы судебной идентификации Альфонсом Бертильоном, психиатром доктором Равиаром и физиологом Жюлем Марей. Другой физиолог, Дюшен де Булонь, сделал фотографический «каталог выражений эмоций» студенческим пособием в Парижской школе изобразительных искусств. Замечательные французские фотографы Шарль Нэгр и Гюстав Ле Грей были живописцами. А знаменитые художники Эжен Делакруа и Эдгар Дега использовали фотографию, составляя коллекции «иконографических поз».

В начале ХХ века фотографы-пикториалисты – среди них Констан Пюйо – пытаются получить фактуру близкую к живописной посредством оригинальной композиции и новым способам печати. После ужасов войны 1914–1918 годов сюрреалисты начинают проводить технические эксперименты. У Ман Рэя, Доры Маар и Рауля Юбака фотография уже не просто «изображение», – она становится «предметом» творчества.

Однако, начиная с 1930 года, фотографы-гуманисты Брассай, Андре Кертес, Робер Дуано ищут встречи с поэтическим Парижем, городом мальчишек, шпаны и влюбленных. С развитием журналистики Жанин Ньепс и Сабин Вайс становятся фоторепортерами и освещают политические и социальные события. Фотография теперь везде – в журналах, книгах, афишах. Создавая свои фотографии моды, Фрэнк Хорват предпочитает студии улицу. Агентства множатся. Один из учредителей агентства «Магнум», созданного в 1947 году, Анри Картье-Брессон выслеживает «решающий момент». В сотрудничестве с Мартиной Франк и Раймоном Депардоном Картье-Брессон сам контролирует использование и продажу своих произведений. Жиль Карон – «фотограф-журналист», освещает события в самых горячих точках, что приводит его к гибели. Жанлу Сиефф фотографирует много – отмечая своими работами весь свой творческий путь. Аньес Варда увековечивает Жерара Филиппа на сцене Авиньонского фестиваля, прежде чем полностью погрузиться в кино и «современное искусство».

Один только шаг отделяет фотографию от изобразительных искусств. Бернар Фокон, Патрик Тозани, Валери Белен, Франк Перрен, Валерии Жув используют фотографию как средство творчества, как инструмент на службе у художника. Для Бернара Плоссю и Жоржа Русса она – сама «память». У Жан-Марка Бустаманта она становится «картиной». А Бернар Лавье и вовсе не фотограф. Этой выставкой нам хотелось подчеркнуть удивительную жизнеспособность явления, родившегося во Франции менее двух веков тому назад.

 

Пусть фотография позволит каждому из нас рассказать самому себе какую-нибудь историю. «Фотография не сообщает (не обязательно сообщает) о том, чего уже нет, но исключительно и наверняка о том, что было». Ролан Барт, Camera lucida. Комментарий к фотографии. (Перевод Михаила Рыклина), 1980.

С 25 июня по 25 июля 2010 года выставка будет представлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу ул. Вайнера, 11. Часы работы выставки: 11:00 – 19:00 (кассы с 11:00 – 18:00). Понедельник, вторник – выходные дни.

25 Июня 2010 - 25 Июня 2010

Вайнера, 11